Сахар УкраиныНОВОСТИ  
2009-07-07Верховная Рада создала новую лазейку для СЭЗ
Верховная Рада создала новую лазейку для СЭЗ

Верховная Рада создала новую лазейку для СЭЗ

На прошлой неделе Верховная Рада в очередной раз решила помогать депрессивным территориям. Принятые изменения в закон теоретически направлены на более объективную оценку состояния регионов. Ведь под ранее существовавшие критерии, как оказалось, не подошел ни один район и ни одна область Украины. Понятие "депрессивные территории" появилось в украинском законодательстве в 2005 году, когда был принят Закон "О стимулировании развития регионов". Но, как утверждают в Минэкономики, за все эти годы ни один регион или район не был официально признан депрессивным, так как никто не соответствовал установленным критериям. При этом два года кряду из госбюджета стабильно выделяются деньги для помощи отстающим. В 2007 году на развитие регионов, в том числе депрессивных, было выделено 100 млн. грн., в 2008-м - 150 млн. Сомнительно, что авторы закона не знали о проблеме с методологией. Об этом в свое время говорили многие эксперты. Зато такое положение вещей позволяло распределять субсидии для депрессивных территорий в ручном режиме. По информации Счетной палаты, в 2007 году деньги поделили четыре области - Донецкая, Луганская, Запорожская и Волынская, хотя согласно выводам рабочей группы, которая занималась этой проблематикой, по своим показателям наиболее приближены к депрессивным были Житомирская, Закарпатская и Черкасская области. Но даже те регионы, которые получили бюджетные средства, потратили их не по назначению - на решение текущих проблем в ЖКХ, а не на стимулирование экономики. Следует отметить, что принятый в 2005 году закон неоднократно пытались переписать. Как правило, в пользу конкретного региона. Особо ярко на этом поприще выделились защитники шахтеров Луганщины, на их счету три попытки перенаправить "депрессивные" деньги в опустевшие шахтерские городки. Но в Минэкономики настаивали на более объективных показателях, которые, как отмечалось, в случае необходимости могут быть откорректированы Кабмином. Именно такая в общих чертах версия изменений и была принята. В профильном комитете парламента говорят, что основной особенностью нового закона стал отход от категоричности в критериях. Ранее помощь могла быть адресована лишь тем, кто три-пять лет подряд ухитрялся занимать последнее место по социально-экономическим показателям (а таковых не было). Теперь же депрессивными будут признаваться регионы, а также промышленные, сельские районы и города, в которых в течение последних трех лет средние значения соответствующих показателей существенно отличаются в худшую сторону от показателей аналогичных территорий. С одной стороны, такая формулировка делает возможным использование самого механизма целенаправленной помощи депрессивным регионам. Но при этом переводит распределение этой помощи в абсолютно ручной режим.

Во-первых, в законе не прописано никаких количественных ограничений относительно депрессивных территорий. Указано лишь, что экономические и социальные показатели должны быть самыми критическими. В таком случае бюджетные деньги можно распределить как на три региона, так и на десять. 0,2% доходной части бюджета в нынешних реалиях - это порядка 470 млн. грн. Сумма не такая уж большая, если ее распределят между сотней городов. Правда, в Минэкономики надеются, что при нынешней постановке вопроса деньги будут направлены в один или два самых депрессивных региона. Но это всего лишь пожелание. Во-вторых, законодательно не установлены возможные отклонения от средних социально-экономических показателей, при которых регион или другая территория будет признана депрессивной. Эти границы должны быть отдельно утверждены Кабмином, а ведь именно от данного показателя зависит количество территорий, признанных депрессивными. Кстати, сроки возможного пересмотра этих критериев тоже не установлены, посему получающих госпомощь может быть то больше, то меньше - как решит Кабмин. А ведь эксперты считают, что для вывода региона из депрессивного состояния необходимы годы стабильной работы. В-третьих, формулировки типа "существенно выше" или "существенно ниже", которыми определяется депрессивность территории, не позволяют надеяться на какую-либо объективность. Понятно, что этот критерий тоже будет корректироваться непосредственно правительством. Вопросы вызывают и сами критерии. Чтобы регион был признан депрессивным, он должен иметь самые низкие показатели валового регионального продукта на душу населения за последние пять лет. Но Госкомстат публикует подобную информацию с опозданием на год и более. В результате в выборку могут попасть регионы, уже вышедшие из состояния депрессии. К примеру, апробация предложенных критериев, которая проводилась в 2004 году, показала, что к наиболее депрессивным регионам относится Севастополь. Это было обусловлено низкими показателями 1997–1999 годов, но свежие данные Госкомстат тогда еще не озвучил. А вот Херсонская область, где катастрофическое падение показателей началось в 2001 году, не попала в список депрессивных, так как средние данные за пять лет оказались вполне приличными. Если говорить о городах, они могут быть признаны депрессивными, если в течение трех последних лет уровень зарегистрированной безработицы существенно выше, а уровень среднемесячной заработной платы существенно ниже средних показателей на аналогичных территориях. Между тем в украинской статистике найти показатель безработицы в городе областного значения практически невозможно. Дело в том, что во многих случаях городские центры занятости объединены с районными и собирают статистику по району в целом, не выделяя отдельно города. И даже если ради определения депрессивности центры занятости перейдут на новый формат сбора статданных, все равно потребуется три года для мониторинга на соответствие критериям.

Впрочем, такие сложности легко объяснимы. Во-первых, закон вступит в силу только в следующем году и при условии, что его действие не будет приостановлено (как это уже было в 2006 году). А за это время Кабмин успеет откорректировать требования так, чтобы в список депрессивных попали только "нужные" регионы. Во-вторых, похоже, что непосредственно помощью отсталым районам никто не озабочен - просто свежепринятый документ позволяет подготовить почву для более интересных законопроектов. Еще пару месяцев назад нардеп Александр Ефремов заявлял, что помощь таким территориям не должна ограничиваться бюджетными средствами, необходимы еще и определенные налоговые преференции. А за пару дней до принятия изменений в закон в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект, которым предлагается ввести новое понятие - "государственный инвестиционный кредит". По сути, это отсрочка на несколько лет уплаты таможенной пошлины и НДС при ввозе импортного оборудования на депрессивную территорию. Эксперты тут же заговорили о возрождении свободных экономических зон. И премьер-министр Юлия Тимошенко спустя день после принятия закона заявила, что поддерживает идею создания СЭЗ, правда, только для продуктов, идущих на экспорт и произведенных на депрессивных территориях. Эксперты считают, что привлечение инвесторов в такие районы и города - дело благое. 0,2% госбюджета вряд ли способны помочь всем нуждающимся, тогда как привлечение капитала как раз и должно стать первоочередной задачей власти. Другой вопрос - не станут ли депрессивные территории новыми налоговыми дырами и не потому ли представители некоторых регионов настойчиво предлагали считать именно их территории депрессивными. Виктория Пода.

Информация для принятия решений - Структурированная база данных предприятий пищевой промышленности Украины

Агентство Промышленных Новостей

Верховная Рада создала новую лазейку для СЭЗ
Верховная Рада создала новую лазейку для СЭЗ
На ту же тему:
Верховная Рада создала новую лазейку для СЭЗ