Сахар УкраиныНОВОСТИ  
2005-07-01Вприкуску. Реформа сахарного режима в ЕС
Вприкуску. Реформа сахарного режима в ЕС

Вприкуску. Реформа сахарного режима в ЕС

ЕС объявила о либерализации наиболее зарегулированного сектора своего АПК. сахарного.Реформа должна вступить в силу с июля 2005 года и реализовываться в два этапа в течение 3х лет. Последствия для России могут быть двоякими и сказаться не только и не столько на сахарном производстве, сколько в производстве зерна и подсолнечника, а также в мясном производстве.

Кроме того, новый сахарный режим ЕС может осложнить переговорную позицию Росси по ВТО в части сахарного режима. Европейская Комиссия в июле вынесла на обсуждение беспрецедентный документ - предложения по реформе сахарного режима ЕС.

Современный сахарный режим (CMO) в Европейском сообществе был долгое время

исключен из общего процесса реформирования Единой аграрной политики (CAP). Режим был установлен в 1968 году и с тех почти не изменялся.

В соответствии с этим режимом устанавливается интервенционная цена (с 1993/94 года она держится на уровне 631,9 евро за тонну белого сахара и 523,7 . за тонну сырца1). Однако импортная защита установлена на таком уровне, что внутренняя цена на сахар до интервенционного уровня давно уже не опускалась. Между странами и, соответственно, производителями, распределяются производственные квоты двух типов А и В.

Квоты представляют собой максимальный объем производства сахара, который подлежит поддержке. Назначение этих квот:

(1) ограничить предложение на внутреннем рынке,

(2) снизить расходы Сообщества на поддержку режима и (3) обеспечить каждой стране-члену доступ на внутренний рынок.

Производство сверх этих квот (иногда называют квотой С),не поддерживается, сахар должен быть вывезен за пределы ЕС.

Общий объем квоты(А+В) равен 17,4 млн. тонн для 25 стран, из которой 82% - квота А и 18% - квота В. Для производства сахара в рамках квоты А переработчики должны платить фермерам 46.72 евро га тонну свеклы, в рамках квоты В . 32,42 евро.

Кроме того, установлены квоты на сахарозаменители: изоглюкозу и инулиновый сироп.

Механизм квот дополнен внешнеторговым регулированием. Импортная пошлина

складывается из двух пошлин: постоянной и дополнительной. Постоянная пошлина

сегодня на уровне 419 евро за тонну белого сахара и 329 евро за тонну сырца.

Переменная пошлина призвана микшировать волатильность мирового рынка и изменяется (в среднем за 2003 год она составила 115 евро, в 2002 . 87 евро).

Очевидно, что такой режим требует экспортный компенсаций, так как внутренняя цена складывается выше мировой (так в 2003 году среднеэкспортная цена была равна 223 евро, экспортная компенсация выплачивалась на уровне 485 евро.

Помимо этого, ЕС имеет ряд торговых договоров с различными группами стран (прежде всего, с АСР- странами Африки, Карибского бассейна и Океании) о преференционные ввозных квотах. В результате такого режима свеклосеющие фермеры ЕС в 1,7 раз более прибыльный, чем все сельское хозяйство.

Свеклу сеют во всех странах кроме Люксембурга, то есть даже в маргинальных зонах. ЕС не только крупнейший производитель сахара, но и нетто экспортер: экспорт превышает 5 млн. тонн, что составляет треть валового производства и

в три раза превышает импорт.

Сахарная промышленность довольно быстро концентрируется на крупнейших предприятиях, с начала действия режима количество предприятий сократилась с 340 до 135, а количество рабочих мест на них почти вдвое.

Нетто расходы (участники рынка платят также определенный налог на производство) на сахарный режим ЕС в последние годы хотя и снижаются, но составляют 1,5-2 млрд. евро ежегодно. Внутренняя цена на сахар на много превосходит мировые розничные цены.

Для сравнения современная цена поддержки белого сахара в России 500 долларов за тонну.

Согласно данных аналитического Центра АПЭ цены на сахар в странах ЕС примерно в 1,5 раза превышают цены в США и в 2 раза в Канаде и Австралии.

В довершение всего баланс положительных и отрицательных воздействий производства сахарной свеклы на экологию, по экспертным оценкам, скорее

отрицательный, чем положительный.

Очевидно, что такой режим ведет к сильному перераспределению субсидий в сторону

сахарного сектора от других сельхозпроизводителей и потребителей, выбивается из

общего процесса либерализации аграрных рынков, начатых Аграрным соглашением ВТО

в 1994 году.

В самом ЕС это позволяет маргинальным производителям оставаться на рынке, снижая также возможности для роста для наиболее эффективных производителей.

Процедуры деления квоты по странам разрывает единое рыночное пространство, не

позволяет производителям использовать сравнительные преимущества своих территорий.

Данный режим уже долгое время вызывал острую критику со стороны промышленных

потребителей сахара и со стороны развивающихся стран, не имеющих доступ своему

дешевому тростниковому сахару на европейский рынок (за исключением тех стран,

которые имеют преференционные ввозные квоты, конечно).

Уже с 2003 года шли подготовительные работы, обсуждались 4 варианта реформы (от практически сохранения существующего режима до полной либерализации рынка). Наконец комиссар Фишлер объявил о введении нового режима с июля 2005 года, которая пройдет в два этапа для того, чтобы участники рынка могли приспособиться к нему.

Основные направления реформы сводятся к следующему:

Снижение интервенционной цены до 421 евро в течение 3 лет:

Снижение минимальной закупочной цены свеклы до 27,4 евро в два этапа за три

года;

Отмена государственных закупок для поддержания интервенционной цены, замена

их схемами хранения зерна частными предприятиями;

Уменьшения производственной квоты до 14,6 млн. тонн в год за четыре года;

Сокращение субсидируемого экспорта с современных 2,4 млн. тонн до 0,4 млн.;

Компенсационные (на уровне 60% теряемого дохода) платежи фермерам, не

связанные с объемами производства (уже знакомый механизм по другим секторам,

в которых реформа началась ранее);

Введение возможности передачи квоты между производителями разных стран ЕС;

Компенсационные выплаты заводам, уходящим из сектора на уровне 350 евро за

тонну производимого сахара.

Данные предложения пока вынесены на обсуждение, поэтому пока трудно судить о его последствиях для российского аграрного сектора. Так как изменение импортного режима не предполагается, то вряд ли отечественным производителям сахара откроется возможность привлекательного ввоза сахара в ЕС. Скорее, наоборот, в среднесрочном периоде произойдет рост конкурентных преимуществ сахарной промышленности, которая будет работать на более дешевом сырце из стран южного полушария. А это, в свою очередь, может привести к росту импорта белого сахара в Россию.

В то же время очевидное последующее сокращение производства сахарной свеклы в Западной и восточной Европе повлечет за собой расширение производства зерновых, зернобобовых и масличных, что приведет к снижению цен и, соответственно,

уменьшению экспортного потенциала для России.

Наконец, не совсем пока ясно, как снижение производства свеклы повлияет наживотноводческое производство в Европе, которое является комплементраным для этого

Вприкуску. Реформа сахарного режима в ЕС
Вприкуску. Реформа сахарного режима в ЕС
На ту же тему:
Вприкуску. Реформа сахарного режима в ЕС

Комментарии и вопросы по поводу сайта просим направлять по адресу: support@ukrfood.com.ua
©2008-2018 Все права защищены. Ни одна часть сайта не может быть воспроизведена без предварительного разрешения
АГЕНТСТВО ПРОМЫШЛЕННЫХ НОВОСТЕЙ®АПН