Сахар УкраиныНОВОСТИ  
2003-07-24Как защитить внутренний рынок сахара.
Как защитить внутренний рынок сахара.

Как защитить внутренний рынок сахара.

Доклад генерального директора института исследований сахарного рынка ЭРСЮК (Париж) Патрика дю Женесту

Москва, II Московский международный сахарный форум, 18 июня 2003 года

Франция, возможно, не выглядит достаточно серьезным конкурентом Бразилии, но является одним из самых крупных производителей свекловичного сахара в мире. Возникает вопрос о конкурентоспособности французских производителей сахара из свеклы (в частности, с другими Европейскими странами) и относительной прибыльности. Другим аспектом глобальной конкуренции является тот факт, что ЕС является вторым в мире экспортером сахара (14% мирового экспорта в которых доля французского сахара составляет 2/5).

Данное положение на мировом рынке существует не благодаря, как многие склонны ошибочно считать, субсидиям, а вопреки им. Действительно, Европейская Комиссия присуждает субсидии (посредством тендеров) экспортерам сахара из ЕС на объем порядка половины всего экспорта. Другая половина (сахар категории "С") экспортируется без каких-либо субсидий. Финансы для субсидий ЕС поступают от налогов и сборов наложенных на производителей свеклы и сахара. Бюджет ЕС финансирует экспорт сахаров группы "А" и "В", произведенных из подпадающих под преференциальный импорт сырца из стран группы Африканского Карибского и Тихоокеанского Союза (ACP) в качестве меры, направленной на развитие (региона).

За свеклу в ЕС платят хорошо (в среднем порядка €40/Мт), что делает €2600/га. Средняя прибыль с каждого гектара составляет €1000. Таким образом, стоимость сырья для производства 1 тонны сахара составляет €280, к которой следует прибавить €170 - стоимость переработки/выработки 1мт сахара. Если вычесть порядка €50 за экспортные (в основном) сборы и производственные налоги, то остается порядка €100 в тонне для покрытия издержек и возмещения расходов. Отпускные цены меняются, но они всегда выше €600/мт.

Такой высокий уровень компенсации существует благодаря значительной и постоянной защите от волатильного мирового рынка с (царящими там) низкими ценами. Примечательно то, что выполнение соглашений Уругвайского раунда переговоров ВТО в 1995 фактически подняло защитные тарифы. Это произошло благодаря тому факту, что ЕС обязалось снизить тарифы, но с уровня базовой ставки, которая превышала существовавшие тогда фактические тарифы. С тех пор уровень защиты снижался по запланированному графику, хотя ввозная цена колебалась как вверх, так и вниз.

Таким образом, ЕС использует высокие сахарные тарифы, но дело не только в этом. Средняя мировая ставка (USUSD220/Мт, 92% адвалорной) достаточно высока, ничуть не ниже текущих российских тарифов.

Россия, потребляя 12% мирового экспорта сырца, является крупнейшим импортером (на втором месте идет ЕС). Вообще мир импортеров более раздроблен и более уязвим, чем мир экспортеров, которые являются и крупнейшими производителями. И защита рынка является законной. Меры по защите рынка в России стали осуществляться с середины 90-х и были достаточно эффективны: сегодня 95% белого сахара на рынке произведено внутри страны. (В проигрыше оказалось ЕС, которое занимало от 1/4 до 1/3 сегмента рынка в 1992 и 1993гг). Однако эти защитные меры не помогли вернуть производство свеклы на прежние уровни.

Что же следует делать? Одной из основных проблем является то, что модель, выбранная для защиты российского рынка, фактически не принесла стабильности в ценовом аспекте. Для достижения приличного уровня инвестиций в свекловодство и переработку необходима стабильная, уверенно стабильная цена. В этом году свекловичный сахар выгоднее сырцового - но как долго это будет?

Выводы (окончательные комментарии):

- Квотная система импорта противоречит ВТО. Лучше от нее отказаться при первой же возможности.

- Распределение импортных квот на сахар-сырец среди производителей свеклы в зависимости от их активности может быть красивым решением вопроса поддержки свекловодов, но еще менее приемлемым для ВТО.

- Другим способом может быть распределение квот среди стран-экспортеров (система, принятая в США и ЕС) на льготной основе. Но тогда просто укрепляются позиции традиционных поставщиков (так как распределение должно производится на исторической основе).

- Моим советом является полный отказ от системы квотирования импорта и переход на корректные фиксированные тарифы. Сами тарифы следует поднять (фактор вступления в ВТО) для постепенного их понижения (как это произошло в ЕС) и сделать достаточыми для того, чтобы в период низких мировых цен производителям свеклы была оказана необходимая защита. В ЕС мы называем это "в пользу Сообщества". Давайте сделаем сахар "в пользу России"

Агентство Промышленных Новостей

Как защитить внутренний рынок сахара.
Как защитить внутренний рынок сахара.
На ту же тему:
Как защитить внутренний рынок сахара.