Сахар УкраиныНОВОСТИ  
2003-05-30Статья на выходные.
Статья на выходные.

Статья на выходные.

Агентство Промышленных Новостей предлагает своим пользователям ознакомиться со статьей "Молдова в ВТО" азербайджанского издания "Эхо" (Баку), освещающей, как Молдова рвалась в ВТО и что из этого получилось.

"Молдова в ВТО"

Молдова - одна из стран СНГ, проявивших максимальную инициативу по вступлению во Всемирную торговую организацию и ныне пожинающих горькие плоды интеграции. Эта страна вступила в ВТО 27 июня 2001 года. Переговоры прошли в рекордно сжатые сроки - около 4 лет.

Переговоры

Анализ обязательств, принятых правительством Молдовы в процессе присоединения к ВТО, приводит к выводу: оно допустило примерно те же ошибки, что и правительство Кыргызстана. Молдова вступила в ВТО со статусом развитой страны. В результате переходный период для нее составил 4 года. На самом деле Молдова - одна из беднейших стран Европы. Имея развитый агропромышленный комплекс, Молдова приняла очень жесткие условия по сельскохозяйственным тарифам, фактически ограничив меры поддержки этому столь уязвимому сектору. Импортные тарифы, например, на сельскохозяйственную продукцию были связаны на уровне 10-15% с максимальной ставкой в 40%. Тарифы по другим товарам были связаны на уровне 10-20% с максимальной ставкой 40%. Переходный период по упорядочению тарифов для Молдовы был ограничен 4 годами. Между тем и нынешний средний уровень импортных тарифов не обеспечивал должной защиты внутреннего производства пищевых товаров. Вступление же в ВТО еще более ограничило возможности правительства Молдовы в этой сфере. Сжатые сроки переходного периода привели к тому, что страна приняла на себя сверхжесткие обязательства в области государственной поддержки сельского хозяйства. Будучи аграрной страной, Молдова с 1999 года до вступления в ВТО применяла практику прямых государственных субсидий землевладельцам с тем, чтобы поддержать доходность их производства в постприватизационный этап.Эти программы в основном и обеспечили рост в сельском хозяйстве в 2001г. Вступая в ВТО, правительство обязалось в течение четырехлетнего переходного периода сократить объем субсидий на 16%, (ежегодно на 4%), доведя их объем до разрешенного уровня. Под давлением развитых стран Молдова подписала ряд соглашений, формально не регулируемых ВТО и не обязательных для всех стран-участниц. Например, она присоединилась к секторальным инициативам, установив нулевые ставки ввозных пошлин на ряд товаров. Единственным исключением в этой сфере стала алкогольная продукция - основная экспортная статья и основная продукция промышленности республики. В области экпортных субсидий Молдова фактически ничего не уступила, но пошла на ограничение их в будущем. Дело в том, что до вступления в ВТО правительство страны не применяло экспортные субсидии. Это объяснялось ограниченностью госбюджета. Но, вступая в ВТО, правительство обязалось в будущем вовсе не применять эту практику.

Макроэкономические последствия

Молдова - один из самых молодых членов ВТО. Поэтому оценить влияние членства в ВТО на экономику этой страны трудно. Но, судя по динамике ключевых социально экономических показателей, можно сказать, что здесь проявляются процессы, присущие всем транзитивным странам, поспешно вступившим в ВТО. Динамика валового внутреннего продукта показывает, что в 2002 году резкий экономический рост в Молдове сделался плавным. По итогам года ВВП вырос на 7,2%. Причина - очевидно замедлившиеся темпы роста промышленной (90% которой составляет пищевая промышленность) и сельскохозяйственной продукции. Причем главную роль в данном случае сыграл сельскохозяйственный сектор, составляющий 50% всего объема ВВП. До вступления в ВТО в аграрном секторе Молдовы продолжался спад, начавшийся в начале 90-х гг. (исключение - 1995 и 1997гг.). Однако затем стране удалось достичь быстрого прогресса за счет приватизации и реструктуризации свыше 1000 совхозов и колхозов. Более 2,2 млн. человек получили права на землепользование. Реструктуризация включала в себя программу освобождения фермерских хозяйств от старых долгов, наряду с обеспечением сохранности производственных активов. Предоставление прав на владение землей было поддержано программой прямых выплат для поддержания доходов получателей земельных прав. Они заменили традицию субсидирования входных ресурсов для сельскохозяйственного производства. Благодаря этим мерам в 2000 г. спад в аграрном секторе прекратился, а в 2001 году начался рост, составивший по итогам года 4%. Однако в 2002 году ситуация стала вновь ухудшаться, о чем свидетельствует то, что рост аграрного производства составил всего 3%. Это напрямую можно связать с фактором ВТО. От вступления в эту организацию очень сильно пострадали по крайней мере сахарная и винодельческая промышленности. За три последних года ввоз сахара в страну вырос с 0,3 до 57 тыс. тонн - в основном за счет поставок сахара-сырца из Бразилии и Кубы, предназначенного для переработки на молдовских предприятиях. В итоге переработчики сахара получили возможность загрузить производственные мощности, но внутреннее производство сахара стало нерентабельным. Кроме того, Украина и Россия вывели сахар из режима свободной торговли, опасаясь наплыва этой продукции из Молдовы. Это резко ограничило экспортные возможности производителей сахара. Что касается виноделия, составляющего около 34% экспорта, то на нем сказались дискриминационные меры России, выведшей вино из режима свободной торговли - около 80% всего винного рынка России составляли импортные молдовские вина. Результатом стало то, что в 2002 году замедлились темпы роста промышленного, производства 90% потенциала которого составляет пищевая промышленность. И это в конечном итоге отразилась на темпах экономического роста в стране. До вступления в ВТО наблюдался ежегодный рост прямых иностранных инвестиций в экономику Молдовы. В 1997 году было вложено 78,3 млн. долларов, в 2000 г. объем достиг 127 млн. долларов, а в 2001-м составил 146,8 млн. долларов. После вступления в ВТО привлекать иностранных инвесторов (в основном голландские компании) стал молдовский текстиль, но в целом приток иностранных инвестиций заметно сократился. За 9 месяцев 2002 года прямые иностранные инвестиции составили 65 млн. долларов. В июле-сентябре 2002 г. их объем составил около 17,16 млн. долларов, против 23,97 млн. в первом квартале и, соответственно, 24,2 млн. долларов - во втором. Как и в случае с Кыргызстаном, это свидетельствует о том, что одновременное открытие внутреннего рынка для зарубежных товаров и инвестиций приводит к наплыву именно первых, но никак ни вторых.

Внешнеэкономические последствия

Вступая в ВТО, молдовское руководство надеялось получить широкий доступ на мировые рынки для продукции своего агропромышленного комплекса, прежде всего алкогольных напитков. Однако надежды не оправдались. В 2002 году темпы роста экспорта замедлились и одновремнно ускорились темпы роста импорта. В 2001 году экспорт вырос на 20,1%, а импорт - на 13,7%. Но уже за 10 месяцев 2002 года рост этих показателей составил соответственно 14,9% и 16,4%. Причиной этому стало замедление темпов роста товарооборота со странами СНГ, в особенности с Россией и Украиной, применившими дискриминационные меры после вступления Молдовы в ВТО. В 2001 году на долю стран СНГ приходилось 86,6% экспорта и 72,1% импорта Молдовы. В том числе на долю России и Украины - более половины товарооборота страны. Правда, что касается прочих стран, то после вступления в ВТО тенденция сокращения товарооборота с этими странами сменилась ростом. С 2001 года дефицит торгового баланса Молдовы начал расти, что тоже можно связать с замедлением товарооборота со странами СНГ, в первую очередь повлиявшими на экспортную составляющую.

Социальные последствия

Оценки изменения уровня жизни в Молдове после вступления в ВТО неоднозначны. Во-первых, сроки участия Молдовы в этой организации пока еще слишком коротки, а во-вторых, государственная статистика не отражает реальной ситуации в социальной сфере, поэтому приходится использовать результаты альтернативных исследований состояния бедности. Диапазон официальных данных слишком узок и в целом свидетельствует об ухудшении уровня жизни, начавшемся еще в доинтеграционный период. В 2002 году продолжился рост как номинальной, так и реальной заработной платы (33% и 27,2% соответственно). В 2002 году средняя заработная плата в Молдове составила 666,4 лея (47,9 долларов) Более глубокое изучение социального сектора приводит к выводу: и до, и после вступления в ВТО уровень жизни в Молдове был низким и в целом имел тенденцию к снижению. Особенно остро это проявилось в сельской местности. В связи с российским кризисом в 1998 году и сокращением спроса на экспортную продукцию аграрного сектора уровень жизни в Молдове резко ухудшился. Об этом свидетельствует рост уровня бедности с 47,7% до 61,6%. Выросла также глубина и острота бедности. В 1999 году уровень бедности в стране достиг рекордного за все годы независимости уровня - 70,5% Правда, в 2001 году правительству Молдовы удалось резко сократить масштабы бедности. Этому способствовало возобновление экономического роста в 2000 году, в основе которого опять-таки лежит рост внешнего спроса на продукцию агропромышленного комплекса. Однако в 2002 году в связи с резким падением молдовского экспорта экономический рост затормозился, и уровень жизни в стране вновь начал ухудшаться. Основной причиной замедления роста экспорта и вытекающих отсюда последствий было членство в ВТО, приведшее к дискриминационным мерам со стороны таких крупных импортеров молдовского агропрома, как Россия и Украина. Наиболее уязвимым, с точки зрения воздействия фактора ВТО, оказались сельские жители Молдовы - 51% всего занятого населения. Как видно из таблицы в 1999-2000 гг., почти все население сел жило в условиях бедности, в то время как в городе этот показатель не превышал 50%. Поэтому в 2002 году именно эта категория населения начала испытывать серьезные трудности. В 2002 году снижение занятости в Молдове продолжилось, и по итогам года количество работающих составило 687,8 тыс. человек Таким образом, можно сказать, что после вступления в ВТО социальная ситуация в Молдове начала ухудшаться. Это было связано с тем, что в доинтеграционный период экономический рост и улучшение уровня жизни в Молдове были прямо связаны с агропромышленным комплексом, который в первую очередь почувствовал на себе издержки интеграции.

Выводы

Как видно, опыт Молдовы по вступлению в ВТО схож с опытом других стран СНГ. В первую очередь это - сжатые сроки переговоров. Четыре года - слишком мало для подробного изучения столь большого объема соглашений ВТО. Вторая схожесть - отсутствие у правительства опыта для ведения подобного рода переговоров. Многие обязательства были приняты вслепую, без детального их изучения. Конкретно об этом свидетельствует утверждение связанных импортных тарифов на низком уровне. Ни одна сельскохозяйственная страна не может позволить себе столь масштабного просчета. Следующей схожестью можно назвать давление со стороны ведущих стран-участниц ВТО, в результате которых Молдова подписала соглашения, которые имела право и не подписывать. И, наконец, опыт Молдовы лишний раз доказал: для экономики, не готовой к столь либеральным и жестко регламентированным условиям мировой торговли, последствия от участия в ВТО носят в целом негативный характер.

Агентство Промышленных Новостей

Статья на выходные.
Статья на выходные.
На ту же тему:
Статья на выходные.

Комментарии и вопросы по поводу сайта просим направлять по адресу: support@ukrfood.com.ua
©2008-2020 Все права защищены. Ни одна часть сайта не может быть воспроизведена без предварительного разрешения
АГЕНТСТВО ПРОМЫШЛЕННЫХ НОВОСТЕЙ®АПН